Вера Галиндабаева. Оплачиваемая забота о детях.

, , ,

Традиционно основная ответственность за детей в семье возложена на женщину. Однако в современном обществе большая часть женщин вынуждена совмещать заботу о детях с работой, опираясь на помощь родственников и друзей, услуги государственных/частных детских садов и оплачиваемых нянь.

В России услуги нянь стали особенно востребованы в последние 20 лет. По данным социологических исследований, 1,1% домохозяйств с детьми в возрасте до 14 лет обращаются к услугам частных нянь. Если в советский период к няням обращались в основном представительницы привилегированных социальных слоев, то после 90-х спрос появился и со стороны представительниц среднего класса.

Что заставляет современных мам прибегать к услугам няни? Размышляя над этим и другими вопросами, я обратилась к материалам исследований, проведенных в Улан-Удэ, столице республики Бурятия, и в Санкт-Петербурге. Интервью проводились с нянями, родителями и работниками агентств по подбору домашнего персонала. В исследовании приняли участие семьи из среднего класса (родители с высшим образованием, занятые, доход на одного члена семьи не менее 300 долларов и выше), имеющие детей в возрасте до 7 лет. Таким образом, в исследовании приняли участие семьи, чей бюджет позволяет оплачивать услуги няни.

Спрос на оплачиваемую заботу: стратегия или вынужденный шаг?
Обращение к услугам оплачиваемой няни вызвано разными причинами. Наиболее распространенная – дефицит мест в детских садах и недоступность помощи со стороны старшего поколения – бабушек.В такой ситуации семьи рассматривают оплачиваемые услуги няни как вынужденный шаг.

Эти родители, как правило, готовы доверить своего ребенка детскому саду. Однако в результате резкого сокращения дошкольных образовательных учреждений очереди в ясли и детский сад родители могут ждать от одного месяца и до нескольких лет. К сожалению, нет официальных данных по численности детей, стоящих на очереди в сад, но некоторые источники утверждают, что в России около 2 млн детей дошкольного возраста не получили путевки в сад из-за отсутствия там свободных мест. Парадоксально, но по статистическим данным дефицита мест в детских садах не наблюдается. Дело в том, что эти показатели выводятся на основе сравнения общего количества мест в детских садах всех типов (без учета типа поселения) с общим количеством детей в возрасте от 0 до 6 лет. В то время как наибольший спрос на услуги детского сада наблюдается именно в городах, а не в селах. Особенно высок спрос на ясельные группы, так как в современных рыночных условиях конкуренции женщины стремятся выйти на работу до окончания декретного отпуска или сразу после него.

В связи с девальвацией пенсии бабушки теперь вынуждены работать и на пенсии, поэтому их возможность помогать своим детям в уходе за ребенком сокращается. Женщина должна либо сидеть в декретном отпуске за свой счет, либо нанимать няню и выходить на работу. Оплачиваемые услуги няни становятся единственным выходом и для тех женщин, которые по разным причинам возвращаются к работе до окончания отпуска по уходу за ребенком или предоставления путевки в сад.

Однако и после получения путевки мамы нанимают помощниц. Родители сегодня настолько заняты, что у них нет времени увести ребенка в сад, забрать его и провести с ним вечер. Домой такие родители приходят поздно, поэтому нанимают нянь или гувернанток на вечернее время (неполный рабочий день).

Вторая причина (указывалась намного реже, чем первая) – неудовлетворенность качеством услуг, оказываемых детскими садами. В соответствии с государственными стандартами воспитатели в детских садах обязаны уделять значительное внимание образованию детей и их подготовке к школе. Однако группы в детских садах сегодня настолько переполнены, что на практике образовательная часть воспитательного процесса не выполняется. Родители вынуждены водить детей на платные занятия по выходным, чтобы они были готовы к поступлению в школу. Поэтому мамы сознательно выбирают няню как альтернативу неэффективному коллективному внесемейному воспитанию. В этом случае няня – это индивидуальное воспитание, всестороннее развитие ребенка и подготовка к школе, которая включает занятия по чтению, основам математики и иностранному языку.

Няня, воспитатель или гувернантка – в чем разница?
Все эти должности отличаются по уровню квалификации работника, по набору обязанностей и, соответственно, по уровню оплаты. Просто няня не обязана иметь высшее педагогическое образование, большой опыт работы с детьми (достаточно личного опыта воспитания детей и внуков), ее функциональные обязанности – занять ребенка игрой, погулять, накормить, уложить спать.

Няня-воспитатель – это работник с педагогическим образованием, большим опытом работы с детьми дошкольного возраста, обладающий разными техниками развития речи, знающий развивающие методики.

Гувернантка – это работник с высшим педагогическим или гуманитарным образованием. Обычно работает с детьми старшего дошкольного или школьного возраста, занимаясь подготовкой к школе или приготовлениями уроков.

Однако к вышеперечисленным обязанностям работодатели по своему усмотрению и в зависимости от возраста ребенка могут добавлять и какие-то обязанности по дому: стирка, глажка, уборка, приготовление пищи для всех членов семьи или только на ребенка и т. п. Все дополнительные обязанности влияют на количество часов, проведенных работником в семье, и, соответственно, на оплату.

В процессе поиска работника родители требуют от кандидатов разные свидетельства, подтверждающие их квалификацию, опыт работы, состояние их здоровья и т. п. Основной список: сертификат об образовании, медицинская книжка или флюорография, рекомендательные письма, ксерокопия паспорта.

Минимальная зарплата няни, проводившей в семье пять дней в неделю по 6 часов, в Улан-Удэ на 2009 год составляла 9 тысяч рублей, а в Санкт-Петербурге – 12 тысяч. Максимальная зарплата няни (8 часовой рабочий день пять дней в неделю) – 18 тысяч и 30 тысяч соответственно. Региональные особенности видны не только в оплате, но и в том, что в Улан-Удэ гувернантки и няни разделяются в первую очередь на основании возраста ребенка, а не уровня квалификации работника: с дошкольниками работает няня, а со школьниками – гувернантка.

Няня: член семьи и наемный работник
Няня на период оказания услуги выступает одновременно в двух ролях: члена семьи для своего подопечного и наемного работника для родителей. Интересно, что решение о найме той или иной няни родители принимают только после того, как претендентка на вакантное место сможет вызвать доверие ребенка и стать для него таким же членом семьи, как и они. Участники нашего исследования подчеркивали, что первый и самый важный этап в работе няни – это знакомство с ребенком. Поскольку няня заботится о ребенке в отсутствие мамы, то он сможет перенести такую ситуацию, только если будет положительно воспринимать ее замену. Сначала няня встречается с ребенком, чтобы понять, сможет она с ним работать или нет.

Чтобы вызвать положительную реакцию со стороны ребенка, няни используют разные приемы. Кто-то приносит на первую встречу игрушку. Кто-то пытается быть похожим на маму малыша, одевая в первое время ее халат. Задача няни на этом этапе – установление с ребенком позитивных эмоциональных отношений. Она пытается стать для него/нее близким человеком, на время заменив родителей, а точнее, маму, которая круглосуточно заботилась о ребенке первый год жизни. Таким образом, установление квазиродственных или квазиматеринских отношений между няней и ребенком является главным условием трудовых отношений.

Привязанность няня должна сохранять в течение всего периода работы. Многие работницы подчеркивали, что человек, который не любит детей, не сможет работать с ними на протяжении всего дня. Конечно, при родителях можно вести себя в соответствии с их ожиданиями, а в их отсутствии так, как заблагорассудится. Однако дети, по признанию нянь, не приемлют такой «фальши» в отношениях, а требуют постоянного внимания и искренней заботы, как и от своей мамы. Потерять доверие и любовь ребенка легко, а вернуть трудно. Особенно трудно им приходится в ситуации, когда ребенок не слушается или капризничает. Няни называют два способа управления эмоциями, чтобы совладать с ситуацией непослушания: подавление гнева и терпение. Управление эмоциями – серьезная энергозатрата и специфическая черта отношений с ребенком.

Дети требуют к себе положительных и искренних чувств и сами отвечают тем же. Поэтому многие няни говорят об «отдаче», которую они получают при общении с детьми. В нашем исследовании встречались случаи, в которых семьи, рассматривавшие услуги няни как временную меру в ожидании места в саду, отказывались в итоге от путевки в сад и пользовались услугами няни вплоть до школьного возраста. Дело в том, что ребенок сильно привязывался к няне: он постоянно ждал ее прихода и отказывался идти в сад без нее. Все без исключения родители ценят искренние близкие отношения, которые складываются между няней и ребенком: они уверены, что о ребенке няня заботится так же, как и они сами.

Работодатели не проговаривают детально и четко требования до тех пор, пока уход за ребенком более или менее соответствует их представлениям. Только в конфликтных ситуациях родители проговаривают то, что подразумевали как само собой разумеющееся.

Трудности баланса ролей
Работа няни требует умения соблюдать баланс ролей. Его нарушение неминуемо приводит к конфликту. Можно выделить три самых распространенных типа конфликта, которые возникают между родителями и няней. Причиной первого типа становится нарушение дистанции в отношениях между няней и ребенком. Второй тип конфликтов происходит из-за нарушения социальной дистанции между родителями и няней. Третий тип конфликтов возникает из-за нарушений договоренностей по оплате труда.

Няня должна постоянно соблюдать определенную социальную дистанцию в отношениях с ребенком, иначе возникает напряжение в отношениях с родителями. Например, в одном случае мама отказалась от услуги няни на основании того, что последняя не проявляла никаких эмоций к ребенку и не пыталась его заинтересовать. Ребенок самостоятельно играл в углу, а няня сидела и молча наблюдала. Отсутствие эмоций со стороны няни в данном случае интерпретировалось как отсутствие искренних чувств и неспособность любить детей. В итоге мама посчитала, что няня была заинтересована только в заработке и пришла на работу не из любви к детям. Формальное отношение и большая межличностная дистанция в отношениях няни и ребенка воспринимаются родителями как признак отсутствия заботы.

Существует и пример противоположного случая, когда ребенок начал называть «мамой» свою няню. Ребенок начинает исключать свою родную мать из семейных отношений. Однако к услугам няни родители обращаются для того, чтобы обеспечить надлежащий уход, и никто не ожидает, что отношения между няней и ребенком могут заместить собой отношения между мамой и ребенком. Такое замещение происходит неожиданно, как для няни, так и для матери, поскольку ребенка воспринимают как «объект» заботы, в то время как он является активным участником складывающихся отношений.

Третий тип конфликтов между родителями и нянями происходит из-за несоответствия ожиданий по оплате труда. Конфликт происходит, когда работодатели считают, что они платят больше, чем няня заслуживает своим трудом, или когда няня считает, что ей платят меньше. Например, няня, получающая почасовую оплату, использует, с точки зрения родителей, различные приемы, чтобы увеличить выплаты: опаздывает, а потом затягивает время ухода, чтобы родители оплатили и то время, когда она уже не ухаживала за ребенком. Родители тоже «хитрят», отказываясь оплачивать няне часы, когда ребенок спит, на том основании, что в этот период времени от нее не требовалось никаких усилий.

Бывает, что няням навязывают дополнительную домашнюю работу, о выполнении которой они изначально не договаривались. Причем сначала няня не отказывается выполнить данную услугу, считая ее разовой, и не требует за нее дополнительной оплаты. Осознание неэквивалентности обмена приходит позже, когда дополнительная услуга переходит в разряд обязательной.

В современном обществе няни стали незаменимыми помощницами матерей. Няня входит в семью и становится на время ее членом, который помогает заботиться о самом дорогом – о детях. Однако родительской любви и тепла няня ребенку заменить не может – детям катастрофически не хватает внимания и заботы со стороны родителей, которые сегодня вынуждены все больше времени уделять работе, чтобы обеспечить нормальный уровень дохода. Закончить свою статью я бы хотела цитатой из интервью с профессиональной няней: «Я многим родителям говорю – какая бы няня хорошая ни была, ребенок все равно ждет родителей, вот утыкается в окошко глазками и ждет…»

One Response to Вера Галиндабаева. Оплачиваемая забота о детях.

  1. Анна says:

    Все верно ,но уж больно поверхностно.Вы знаете сколько стоит няня с образованием в С-Пб?

    Такое ощущение,что писалось и не дописалось.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *