Яков Самоделкин. Женщина-учёная в зеркале Уральского Государственного Аграрного Университета

, , , , ,

Дискриминационные практики издавна существовали в отношении женщин на занятие наукой и искусством. Они переходили из века в век, обнаруживая себя в Древнем мире, Средних веках, Новом и Новейшем времени. Научные открытия, серьезные литературные и музыкальные произведения были сделаны мужчинами. Общая ситуация в мире позволяла мужчинам реализовать свои способности в науке и искусстве, а за женщинами закреплялась главная роль в сфере материнства, семьи и брака. Женщины никогда не оставляли возможности бороться за право получать образование, заниматься научной деятельностью. Эта борьба на Западе и в России имела свои общие и специфические черты.

В царской России реформа Александра II 1863 г. в области образования позволила женщинам посещать университеты на правах вольных слушательниц, но общество оставалось консервативным, чиновники не создавали условий для закрепления женщин в высшем образовании и науке. Реформа была в контексте западной модернизации российского общества. Здесь же сказалась западноевропейская тенденция, когда женщины отвоевывали всё больше прав, становились независимыми от семьи, в которой родились, от мужа. Пример С.В. Ковалевской показал, что построить карьеру в науке для женщины конца XIX в. возможно было в Западной Европе, но не в Российской империи. Она стала первой женщиной профессором математики Стокгольмского университета, получив высшее образование в университетах Германии. Постоянная борьба с трудностями привела к скоропостижной смерти в 41 год.

С приходом в России к власти большевиков права между полами стали равными. Правда,сначала женщин попытались обобществить, указывая на то, что в новом мире не может быть староукладной семьи. Перед женщинами открыли незначительный доступ в профессиональную сферу, и очень широко – в общественную. Женщина декларативно уже не может никому принадлежать – ни мужу, ни детям.

В СССР был открыт университет красной профессуры, который специально подготавливал кадры из народа для высшей школы и научных учреждений. Женщины могли обучаться в аспирантуре по разным направлениям подготовки. Женщины-коммунистки могли претендовать на занятие руководящих должностей в высших учебных заведениях страны.

Самоделкин_обложкаВ качестве примера в данной статье мы хотели бы рассмотреть Свердловский сельскохозяйственный институт (далее ССХИ), открытый в 1940 году, где первым директором стала женщина-коммунистка, преподавательница О.А. Иванова (1895-1978). Она возглавляла ССХИ в самый тяжелый момент времени для страны – в военные 1940-1945 годы. В 1948 г. она защитила кандидатскую диссертацию, с 1949-1957 г. – доцент, заведующая кафедрой земледелия, декан агрономического факультета.[1]

В военное и послевоенное время ССХИ превратился в женский вуз, феминизировался. Студентов было в разы меньше, чем студенток. Лучшие женские качества связаны с заботой  о домашних животных, с разведением и выращиванием овощей, цветов, фруктовых деревьев, окультуривании земли. Женщина-учёный в аграрном вузе разрабатывает научные методы по размножению и сохранению всего биологического многообразия земли, лечению животных,   разумному природопользованию, по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции. Когда мы касаемся ученых аграрной сферы, то вспоминаем мужские имена Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина, натуралистов Д.Брема, Д.Дарpелла, Э.Сентон-Томпсона, ветеринара Д.Хэрриота. Кого мы можем назвать из женщин-учёных, чтобы продолжить ряд достойных учёных аграриев, ветеринаров, натуралистов?

Нам стало интересно изучить презентации женщин-ученых, собранные в биографическом сборнике профессорско-преподавательского состава Уральской государственной сельскохозяйственной академии (УрГСХА), правопреемницы ССХИ.[2]. Этот труд был издан по случаю очередного юбилея учебного учреждения, включив в себя 400 жизненных описаний сотрудников. Из них мы узнали о судьбах женщин-учёных, их вкладе в науку, в популяризацию научных знаний. Мы проанализировали 161 женскую историю, представив данные в виде диаграмм.

Диаграмма I.

D1

В настоящий момент в вузе работают женщины-учёные разных возрастных групп. Наблюдается значительная диспропорция между молодыми женщинами-учёными и женским преподавательским составом предпенсионного и пенсионного возраста. Таким образом, средний возраст женщин-ученых в вузе составил 53 года.

Диаграмма II.

D2

Благодаря возможности получить образование и закрепление за сферой науки позволило большинству женщин-учёных повысить свой социальный статус по сравнению со статусом своих родителей.

Диаграмма III.

D3

Большинство женщин приехали в крупный город из мелких населенных пунктов (деревни, села, рабочие поселки) и сделали всё возможное, чтобы закрепиться в городе.

Диаграмма IV.

D4

В данном конкретном вузе наблюдается значительная диспропорция между количеством женщин-докторов наук и женщин-кандидатов. Также присутствует большая доля преподавателей, не имеющих ученой степени.

Диаграмма V.

D5

На диаграмме видны два всплеска прихода женщин в науку. Один связан со временем «физиков и лириков», когда стали модными технические институты, картошка, гитары, студенческие отряды и прочая коммунистическая романтика, другой период связан с современностью, когда на первое место вышло получение одного или нескольких высших  образований.

Диаграмма VI.

D6

В большей степени на кафедрах работают женщины-учёные в должности доцента и старшего преподавателя. Это стартовые позиции в карьере ученого. На этих должностях многие женщины-ученые проработали до пенсии.

Диаграмма VII.

D7

Анализируя вышеприведенную диаграмму, мы обратились за комментариями к женщинам-ученым, которые ничего не указали в своих биографиях о своей семье. Оказалось, что этим женщинам-учёным не удалось создать семью, найти своё личное счастье в материнстве и браке. Они стремились построить научную и/или профессиональную карьеру. На это ушли годы, а для многих карьерный взлёт так и не произошел. Великих открытий не удалось сделать. Со временем изменились ценностные ориентации. Сейчас женщины-учёные пенсионного возраста сильно сожалеют об утраченной возможности быть счастливыми в семье, реализоваться в качестве матери, жены, бабушки. Этого уже никогда не случится. Они живут с душевной травмой нереализованного замысла, приведшего к скрываемой личностной трагедии.

Диаграмма VIII.

D8

Большинство женщин-ученых не смогли указать какое-либо увлечение, которое бы поглощало их полностью помимо работы, приносило огромное моральное удовольствие и служило личностному росту, гармонии. Отсутствие хобби лишний раз доказывает, что ничего, кроме работы, не существует значимо. Работа на первом плане, а на последнем семья и прочее.

Уральская государственная аграрная академия в 2014 г. была реорганизована в Уральский государственный аграрный университет. Первым ректором была избрана Академик, д.б.н., профессор Ирина Михайловна Донник. Её имя открывает новую страницу в истории женщин-учёных России и мира.

Она активно проводит политику по привлечению в науку и преподавание молодых, талантливых женщин-ученых, которые получают значительные материальные средства за свою работу, обеспечиваются комфортным жильем в кампусе; сотрудницы университета включаются в международные и отечественные научные проекты, имеют возможность получать дополнительное образование для профессионализации в смежных областях; ректор И.М.Донник способствует ускорению карьерного роста женщин-учёных, исходя из способностей каждого преподавателя. Продуманная гендерная политика позволяет избегать дискриминационных практик в отношении женщин-учёных в Уральском государственном аграрном университете.

 

Библиография

1)     50 лет ССХИ 1940-1990 г. Свердловск, 1990.

2)     Профессорско-преподавательский состав Уральской Государственной Сельскохозяйственной Академии. Екатеринбург, 2010.

 

Об авторе: Яков Александрович Самоделкин,  к.и.н., преподаватель кафедры истории Уральского государственного аграрного университета.

Материал подготовлен в рамках программы “Гендерная демократия” Фонда им. Генриха Бёлля.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *