Юлия Голубева. Гендерный дисбаланс на страницах учебника истории

, , , , , ,

В данной работе рассмотрена ситуация гендерного дисбаланса на страницах учебника “Истории”, которая закрепляет стереотипные роли за мужчинами и женщинами. С помощью тщательного контент-анализа мы можем показать, насколько этот гендерный дисбаланс серьезен – упоминания мужских и женских исторических деятелей отличается в разы, как в текстовых упоминаниях, так и в иллюстративных. В результате чего существенно преуменьшается роль и значение женщины в политической, экономической и социальной жизни разных стран в разные эпохи своего существования.

В 2012 году в библиотеки начальных и средних профессиональных заведений РФ поступили учебники “История” В.В.Артемова и Ю.Н.Лубченкова. Эти книги рекомендованы Федеральным государственным учреждением “Федеральный институт развития образования” в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Курс истории в НПО (начально-профессиональном образовании) и СПО (средне-профессиональном образовании) предназначен для воспитания, обучения и развития подростков для лучшей их адаптации в будущей профессиональной и общественно-политической жизни. Учебник “История” издан в двух частях с пометкой, что издание стереотипное. [1].

К сожалению, слово стереотипное оказалось реальным отражением содержания учебного материала, который закрепляет маскулинность всемирной  истории – с первобытного общества до наших дней. Транслируются стереотипные мужские и женские образы. Для мужчины – рациональность (логика), эгоизм, храбрость, активность, доминирование, лидерство, стремление к результату (достижению), состоятельность и самодостаточность. Для женщины – жертвенность (Жанна Д’Арк), пассивность (Анна Леопольдовна), интуиция (Екатерина II), коварство (княгиня Ольга, Елена Глинская, английская королева Елизавета I), пугливость (рабыня Малуша), зависимость (Мария Нагая), непостоянство (Марина Мнишек), физическая слабость. Парадоксально, но это правда.

Учащиеся на страницах учебника не встречают исторического описания ярких и самодостаточных женских образов, портретов, минимальных иллюстраций женских образов, не узнают об изменении роли и места женщины в государственной и общественной жизни, о специфике жизни женщин в разных странах в разное время. Формируется представление о женщинах в истории как об аномалии или исключении из общего правила мужского мира. Такое воспитание школьников может привести к игнорированию прав женщин на различные ресурсы, сексизму, а также к насилию [2]. В результате подобного подхода к образованию и изучению истории не будет сформирована гендерная компетентность, т.е. способность мужчин и женщин замечать ситуации неравенства в профессиональной и общественно-политической жизни.

Нами был произведен скрупулёзный контент анализ содержания текста и иллюстраций учебника в двух частях. В результате подсчета мужских и женских имен, выделенных жирным шрифтом, оказалось, что упоминание мужских имен превалирует над женским более чем в 20 (!!!) раз:

  • В период с древнейших времен до конца 18 века упомянуты 23 женских имени и 464 мужских;
  • В период с 19 века – по начало 21 века – 32 и 797, соответственно.

В итоге учащимся предлагают запомнить по курсу всемирной истории 55 деятелей женского пола и 1261 персонаж мужского пола. Таким образом, доля женщин в мировой истории (по тексту учебника для НПО и СПО в России) составляет всего 4,1%. Подобная ситуация наблюдается в странах бывшего СССР. К примеру, исследователь О.В.Желиба (Украина) указывает, что доля женщин во всемирной истории по анализу школьных учебников среди всех исторических деятелей составляет менее 3% (11 женских и 301 мужских имен)[3].

Интересно узнать, какие именно представительницы прекрасного пола, упоминаются на страницах учебника истории?

Период истории Женские персонажи
История первобытного общества палеолитические Венеры
Древний мир Нефертити, богиня Иштар
Средние века в Европе Жанна Д ‘Арк
Киевская Русь княгиня Ольга, рабыня Малуша, сестра Византийского императора Анна
Московское государство XV-XVI вв. Зоя (Софья) Палеолог, Елена Глинская; Мария Нагая
Англия XVI в. Мария Кровавая, Елизавета I
Смутное время в России Марина Мнишек
Франция XVI в. Екатерина Медичи
Австрия XVIII в. Мария Терезия
Англия XVIII в. дочь изобретателя Дженни (прялка “Дженни”)
Франция XVIII в. Мария-Антуанетта
Россия с конца XVII – XVIII вв. Царевна Софья, Екатерина I, Анна Ивановна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Екатерина II
Индия в середине XIX в. Лакшми-Бай
Россия в конце XIX в. С.Л. Перовская
Наука Европы в конце XIX – начале XX вв. Мария Склодовская-Кюри
Россия в начале XX в. М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, Александра Федоровна, М.Ф. Кшесинская, М.А. Спиридонова, А.А. Ахматова
Германия в начале и середине XX в. Роза Люксембург, Лени Рифеншталь
СССР в 30-х XX в. В.И. Мухина
Германия в конце XX в. Анна Зегерс, Ангела Меркель
Индия в середине XX в. Индира Ганди
Англия в конце XX в. М. Тэтчер, Джоан Ролинг
СССР в конце XX в.- современная Россия XXI в. В.Ф. Панова, А.Н. Пахмутова, Г.Б. Волчек, Т.В. Доронина, Н.В. Мордюкова, М.М. Плисецкая, Н.И. Бессмертнова, Е.С. Максимова, Н.В. Павлова, И.К. Архипова, Е.В. Образцова, Т.И. Синявская, Э.С. Пьеха, А.Б. Пугачева, С.М. Ротару

 

Стоит отметить, что вышеперечисленные исторические женские персонажи представлены в тексте учебника бессистемно и нелогично.

Анализ иллюстраций показал следующее:

Методическое обеспечение учебника представлено 86 иллюстрациями к тексту. Также можно отметить доминирование мужских изображений над женскими: 544 мужских силуэта и 54 женских образа. В учебнике нет ни одной (!) самостоятельной женской фотографии, исторического портрета, где была бы ярко выражена женская самостоятельность, инициативность, лидерство. Приведем перечень иллюстраций:

Первобытное общество: 2 иллюстрации. Один рисунок времен палеолита с изображением бизона, другой рисунок показывает мужчину и жертвенного барана. Демонстрируется активная роль мужчин в организации всей жизни общества (от добычи провизии до общения с потусторонним миром).

Древний мир – 8 иллюстраций. Пять их них показывают мужчин как защитников отечества, отважных, мужественных воинов (“Фараон на колеснице”, “Шумерские боевые колесницы и пешие воины”, “Битва при Гавгамелах”, “Римские воины”), одна иллюстрация демонстрирует мужчин, занятых в сельском хозяйстве (“Сбор оливок в Греции”), остальные иллюстрации говорят об архитектурном гении Имхотепа и его последователей (“Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина”), Калликрата и Иктина (“храм Парфянон, Эрехтейон”) организаторском таланте и могущества Цинь Шихуанди (“Великая китайская стена”).

Средние века в Европе – содержат 7 иллюстраций. Пять иллюстраций указывают на первостепенную роль мужчин в управлении государством (“Король Хлодвиг принимает крещение”), в экономике и городской жизни (“Купцы и ремесленники”), в военных походах (“Крестоносцы”), в образовании (лекция в средневековом университете, где в зале находятся 36 мужчин на переднем плане и множество на заднем). Женские образы представлены всего на двух иллюстрациях. Один фрагмент – с изображением сельскохозяйственного труда, где мужчины за плугом, а  4 женщины заняты посевом. Другой фрагмент – “Въезд Жанны Д’Арк в Орлеан” – без текстового сопровождения под рисунком героиню практически невозможно отличить от сопровождающих ее девяти рыцарей. Сюжет не несет четкой лидирующей роли Орлеанской девы. В тексте учебника вкратце оговаривается, что крестьянская девушка жертвует собой ради престижа страны и короля.

Голубева1

Средние века на Востоке – 4иллюстрации. Все они показывают только мужчин на всех уровнях в государстве и обществе (“Арабские воины в сражении”, 7 арабских мудрецов в библиотеке, которые погружены в изучение книг, китайские чиновники и император за бюрократической работой). Еще имеется одна иллюстрация собора Святой Софии в Константинополе, подчеркивающая вклад Юстиниана в развитие градостроительства в Византии.

Киевская Русь и Московское государство – 9 иллюстраций представляют исключительно мужские образы в сфере государственного управления, военной службы, религии, образования. “Княжеская дружина в походе” (10 мужчин), “Фрагмент берестяной учебной тетради новгородского мальчика Онфима”, “Кольчуга воина, найденная на Куликовом поле”, “Стояние на р. Угре” (множество воинов с двух сторон), “Русские дворяне-воины” (3 мужчин), “Избрание Михаила Романова царем на Земском соборе 1613 г.” (22 мужских силуэта), “Просители в приказе” (5 мужчин).

Новое время в Европе – 14 иллюстраций. Из них 10 фрагментов, закрепляют за мужчинами военную сферу, государственное управление, религию, науку, литературу, бизнес. Например, “Разгром протестантами католического монастыря (множество мужчин борющихся за право свободы совести)”, “Металлургический завод в Англии 2 пол. XIX в.” (9 мужчин сталеваров получили новую профессию), “Столкновение европейских колонизаторов с африканцами” (сцена битвы между солдатами и аборигенами). Другие 4 иллюстрации изображают совместную деятельность мужчин и женщин. Учащиеся видят образы начального развития капитализма, который начинает активно вовлекать женщин и детей в производство с тяжелыми условиями труда. Это: “Западноевропейская мануфактура” (2 предпринимателя, 2 мальчика разнорабочих и 3 женщины за прялками), “Фабрика в Англии” (3 женщины и 5 мужчин, занятых  физическим трудом), “Социалистический плакат 1890 г.” (5 мужчин и 1 женщина в центре с надписью над головой “свобода” от принуждения), “Иллюстрация к роману Ч.Диккенса “Дэвид Копперфильд” (двое мужчин и одна девушка за обеденным столом в неубранной комнате).

Петербургская Россия до революции 1917 г. – 20 иллюстраций. Этот раздел учебника позволяет насытить текстовый материал реальными историческими портретами из “женского царства”, но ни одного портрета так и не встречается – ни Екатерины I, ни Анны Ивановны, ни Анны Леопольдовны, ни Елизаветы Петровны, ни Екатерины II. Тем не менее, на трех иллюстрациях все-таки присутствуют женские образы: “Казанский собор в Петербурге” (прогуливаются по улице города 5 мужчин и  3 женщины одна из них с коромыслом), “Крестьяне-переселенцы”  (5 мужчин и 4 девочки в платочках), “Очередь за продуктами в Петрограде в 1916 г.” (13 женщин около хлебного магазина и 1 мужчина на заднем плане, сторонний наблюдатель). Все остальные иллюстрации традиционно связаны с мужскими занятиями – война, государственное управление, промышленность: “Бородинское сражение” (батальная сцена), “П.С. Нахимов на севастопольском бастионе” (9 военных), “Заседание земства в России” (19 земцев), “Строительство железной дороги” (14 разнорабочих).

Голубева2

СССР (1922-1991) – 11 иллюстраций. Одна фотография связана с формированием авторитарного режима – “В.И. Ленин принимает парад войск на красной площади в Москве 1919” (12 мужчин на переднем плане и множество мужчин на заднем). Остальные 10 фотографий отражают женские образы. Режиссура советского фотографа обязательно должна была включать женщин и девочек в общий рисунок фотографии, но их место на фотографии всегда с краю или на заднем плане. “Голодающие дети в России” (13 мальчиков и 3 девочки, 2 старушки на заднем плане), “Президиум партийного собрания “(3 мужчин и 1 женщина сбоку), “Обучение неграмотных” (6 мужчин, 3 женщины сбоку), “Выпуск трактора на Сталинградском заводе (8 мужчин и 2 женщины сбоку), “Первые целинники 1954 г. (8 мужчин и 1 женщина на заднем плане), “Встреча М.С. Горбачева с народом” (5 мужчин и 3 женщины на переднем плане, толпа на заднем плане). Это единственный исторический период в учебнике, представленный полноценными фотодокументами с изображением мужчин и женщин. Тем не менее, в тексте учебника мы не находим ни слова о целенаправленной политике коммунистической партии СССР по вовлечению женщин во все сферы жизни государства и общества. Если бы авторы учебника знали об этом, они бы поместили портреты женщин космонавтов, лётчиц, ударниц социалистического труда, дипломатов, женщин мусульманских республик СССР без чадры и т.д.

Голубева3 Голубева4 Голубева5

Европа и мир в новейшее время –  11 иллюстраций. Раздел учебника показывает мир большой политики, важных глобальных решений, конечно, как сугубо мужской. Все фотографии изображают мужчин – лидеров глав государств. “Гитлер и Муссолини на параде” (2 мужчин и множество на заднем плане), “Патруль войск Чан Кайши в Кантоне” (11 мужчин), “Мюнхенская конференция 1938 г.” (8 мужчин), “Подписание советско-германского договора 1939” (7 мужчин), “Ялтинская конференция” (12 мужчин), “Красное знамя над Орлом” (1 мужчина), “Нюрнбергский процесс” (43 мужчины), “Подписание советско-германского договора 1939” (7 мужчин), “Встреча Д.А. Медведева с У. Чавесом 2008 г.” (2 мужчин).

Вышеуказанные иллюстрации идут в русле гендерного дисбаланса текста учебника, подкрепляя его визуальными образами. Авторы оставили за кадром суфражистское и феминистское движение в Старом и Новом Свете, женский вопрос в СССР, гендерную проблематику современности.

Исходя из описанной выше проблематики, большая ответственность по формированию гендерной компетентности, исторического сознания, мотивации учащихся неисторических специальностей находится в руках преподавателя истории, которому приходится в данном случае иначе структурировать подачу исторического материала, дополняя изложение тем дополнительными сюжетами, раскрывающими роль женщин в тот или иной исторический период времени. Нам, студентам  Аграрного колледжа Аграрного университета, рекомендовалось подготовить исторические очерки о женщинах в истории, мы выступали с докладами, сообщениями, подготавливали познавательные задачи с открытыми вопросами, компенсируя тем самым недостающую в учебниках информацию. [4]

Для исправления искусственного гендерного дисбаланса учебника истории в нашем колледже были подготовлены исторические очерки о женщинах, внесших свой вклад в историю. Перечислим некоторых: первосвященник Ура Энхедуанна, дочь аккадского правителя Саргона, правительницы Египта Хатшепсут, Анхесенпаатон, Клеопатра; царица Савская, Сабина, Агриппина, Аспасия, Ипатия, Элеонора Аквитанская, Инандж-хатун, царица Тамара, Анна Ярославна, Василиса Кожина, Надежда Дурова, маркиза де Помпадур,  Елизавета Алексеевна жена Александра I, Вера Засулич, Вера Фигнер, археологи Эстер Ван Деман, Гертруда Белл, Барбара Кеньон; Надежда Крупская, Александра Коллонтай, Инесса Арманд, Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Голда Меир, мать Тереза, Наталья Горбаневская, Раиса Максимовна Горбачева. Таким образом, каждая тема и период истории были сбалансированы мужскими и женскими персонажами.

Таким образом, государственные учебники по истории не дают полноценного представления о роли и значении женщин в мировой истории, и сбалансированная гендерная подача исторического материала полностью находится в ответственности преподавателя. В нашем случае исторический материал был уравновешен самостоятельной подготовкой докладов и сюжетов с участием женских исторических деятелей. Но мы считаем, что соблюдение гендерного баланса – это, прежде всего, задача разработчиков учебных программ на федеральном уровне, потому что только в этом случае можно сформировать гармоничное представление о мужском и женском значении в мировой и отечественной истории, что, в свою очередь, повлечет за собой грамотное и ответственное отношение к женщине как таковой, без дискриминации, исключения, насилия.

Об авторе: Юлия Голубева, студентка Уральского государственного аграрного университета

Материал подготовлен в рамках конкурса «Гендер глазами студентов» Фонда им. Генриха Бёлля.

Библиографический список

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник в 2-х частях. М., 2012.
  2. Самоделкин Я.А. Клуб “Ветер перемен”: социальная технология работы с женщинами – жертвами бытового насилия//Частное и общественное гендерный аспект Материалы IV международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории. Ярославль, 2011. С.371-372.
  3. Желиба О.В. Гендерные аспекты содержания исторического образования в современной Украине. //Частное и общественное гендерный аспект Материалы IV международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории. Ярославль, 2011. С.525.
  4. Самоделкин Я.А. Критерии оценки субъективированных знаний по истории у студентов ВУЗов неисторических специальностей // Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации: Материалы X Международных историко-педагогических чтений., Екатеринбург, 2006. С.371-373.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1)     Въезд Жанны Д Арк в Орлеан. Миниатюра // Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник в 2-х частях. М., 2012, С. 112.

2)     Очередь за продуктами в Петрограде. 1916. // Там же. С.129.

3)     Обучение неграмотных. 20-е гг. XX в. // Там же. С.188.

4)     Президиум партийного собрания. 30 – е гг. XX в. // Там же. С. 183.

5)     Выпуск с конвейера первого трактора на восстановленном Сталинградском тракторном заводе //Там же С.259.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *