Никонова Мария. Метросексуализм – феминизация мужской моды

, , , , , ,

Промышленная революция, развитие общественных отношений и борьба женщин за равенство полов нашли свое отражение в моде. Наиболее часто рассматриваемым аспектом данного явления являются костюмы мужского кроя, брюки, рубашки и галстуки в женском гардеробе. Такие предметы одежды перестали считаться стигмой, дизайнеры получили новое пространство для творчества, а женщины более удобную и практичную одежду. При этом маскулинизация женщин в некоторой степени породила феминизацию мужчин. «Доказательством этого является одновременное возникновение этих двух понятий в период промышленной революции» [4].

Мужчины начали уделять большое внимание заботе о собственной внешности, и для обозначения этого феномена было введено понятие «метросексуал». Метросексуал – «неологизм для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, которые придают большое значение своей внешности и, соответственно, тратят массу времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни» [1]. В XIX веке схожий культурный феномен был известен под названиями денди, франт, щёголь. У Пушкина есть строки «… как денди лондонский одет, он, наконец, увидел свет…», – так он описывает своего героя, Евгения Онегина. Стремление хорошо выглядеть и быть одетым соответственно модным веяниям было присуще не только дворянству, но и мужчинам других слоев и эпох. Однако метросексуальность является более широким определением по сравнению «с желанием быть модным». Метросексуальность – это проявление гипер-моды у мужчин: соблюдение стиля в одежде, прическе, забота о теле и даже косметические процедуры. Метросексуалы ломают привычный «брутальный» образ мужчины в традиционном понимании, поэтому их порой ошибочно ассоциируют с гомосексуалистами, но здесь существует главное отличие: метросексуал частично копирует женские образ жизни и поведение, но при этом остается верным традиционной сексуальной ориентации.

12Термин «метросексуальность» был придуман в 1994 году британским журналистом Марком Симпсоном, который соединил в одном слове эпитеты «столичный» (англ. metropolitan) и «половой, сексуальный» (англ. sexual). Из самого термина следует, что «метросексуальность распространена в мегаполисах, крупных городах с претензией на космополитизм» [1]. Урбанизация отрывает мужчин от их традиционной маскулинности. Мода служит отражением общественных процессов, и появление метросексуальности является ярким примером этого.

Увеличение внимания мужчин к своему внешнему виду, приближение мужской моды к женской является воспроизведением размывания гендерных признаков в профессиональной, семейно-бытовой, политической, культурной сферах. Стремление женского пола к равноправию во всем не только заставило мужчин признать за собой часть обязанностей по уходу за детьми и поддержанию чистоты в доме, что традиционно считалось женской задачей, но и привело мужчин в салоны красоты.

Метросексуальность не имеет возрастных ограничений. Гиперболизированное соблюдение модных тенденций может наблюдаться как среди молодежи, так и среди лиц пожилого возраста. Также нельзя и ограничить метросексуальность рамками социального класса или социальной группы. Изначально это явление зародилось в среде шоу-бизнеса среди людей творческих профессий, постепенно распространилось в высших слоях современного общества и среди публичных людей, а сейчас можно встретить метросексуалов в любом социальном кластере.

11Метросексуальность отличается от обычной мужской моды более активным заимствованием традиционно женских фасонов и предметов гардероба. Традиционно мужская мода была сдержанна и акцентировала внимание на мужественности, статусе и удобстве. Основными цветами были серый, синий и черный. Постепенно в классическом костюме стали появляться новые цвета и узоры на галстуках и рубашках, затем расширилась и цветовая гамма всего костюма. Спортивная и домашняя мужская одежда также претерпевали изменения. Однако эти изменения нельзя еще назвать метросексуальностью. Феминизация мужской одежды имеет несколько ярких признаков.

Во-первых, это яркие и неоновые цвета: мужчину в костюме классического кроя синего цвета нельзя считать метросексуалом в отличие от мужчины в костюме такого же кроя, но ярко зеленого или розового цвета. Также к цветовой гамме можно отнести использование ярких принтов и цветочных узоров, на что исторически женская мода имела монополию.

Во-вторых, используемые материалы: кружево и полупрозрачные ткани всегда были признаком женственности, сейчас эти ткани активно применяются и в разработке мужских моделей.

В-третьих, непосредственно женские модели одежды:

  1. Топы и футболки. Сейчас распространение получили укороченные топы, которые пришли из женского гардероба, и их противоположность – удлиненные футболки, которые схожи с женскими платьями. Платья в мужском гардеробе не являются новинкой: кроме священнослужителей в России платья носили и дети. Платье было отражением беспомощности и несамостоятельности ребенка, по мере взросления мальчика его гардероб постепенно менялся. Возвращение в мужской гардероб платьев может свидетельствовать об умалении роли мужчины в современной жизни.
  2. Источник: http://justforus.diary.ru

    Источник: http://justforus.diary.ru

    Юбки. Традиционно женская одежда становится новым трендом в мужской моде. Не только шотландцы оценили по достоинству удобство юбок. В начале XIX века мода обратила свой взор на шотландскую юбку. Ее носили и в Англии, и на континенте, правда, в основном в одежде для отдыха и далеко не все. В итоге шотландский модельер Эдвард Дункан начал борьбу за то, чтобы мужчины во всем мире носили шотландские юбочки. «Оставим брюки женщинам», – заявил Дункан, – «Юбку придумали мужчины, и юбка в любом отношении лучше». [2] Врачи из Парижского института красоты высказались определеннее: «С медицинской точки зрения летняя одежда должна оставлять как можно больше открытого тела для доступа воздуха. Мини-юбка в этом отношении – незаменимый предмет одежды для лиц любого пола» [2]. На призывы шотландцев наконец отозвалась и «высокая мода». Во Франции это был Жан-Поль Готье, в ФРГ – Фридрих фон Асс, в США – Джулия Мортон. Газета «Нью-Йорк таймс» писала: «1984 год останется в памяти будущих поколений как год, когда мужчины в первый раз сменили брюки на юбки». Но прошедшие тридцать лет так и не сделали юбку обыденной мужской одеждой, хотя сейчас действуют несколько магазинов, специализирующихся на продаже мужских юбок.

  1. Необычные тренды мужской моды

    Необычные тренды мужской моды

    Купальные костюмы. Мы привыкли видеть мужчин на пляжах в плавках, но сейчас дизайнеры предлагают мужчинам цельные купальники – монокини. Цельные купальники с необычными вырезами, обнажающими большую часть тела, уже давно завоевали коллекции женской одежды летнего сезона – и итальянский модный дизайнер Джорджо Армани строго придерживался классических канонов создания монокини, вот только одевая их на мужчин, а не на женщин.

  2. Брюки. Мужские брюки стали более облегающими в отличие от классического варианта. Знаменателен и переход леггинсов в мужскую моду. «Еще несколько сезонов назад леггинсы приобрели практически феноменальную популярность у дизайнеров женской одежды и в течение долгого времени фигурировали в большинстве модных коллекций. Как только леггинсы вышли из моды, дизайнеры мужской одежды позаимствовали тренд – и в результате на подиуме Джорджо Армани и других дизайнеров появилась мужская версия леггинсов, которую модные критики поспешили назвать «меггинсами»[3].kolgotki dla muzhchin5-530x689
  3. Обувь. Здесь также происходит копирование женской моды, так например, в мужскую моду постепенно перешли удобные зимние угги, причем не только однотонные, но и яркие модели с принтами. В Австралии, откуда и пришла к нам такая обувь, угги считаются унисексуальной обувью, но применительно к России переход был заметен. Мужская обувь стала украшаться различной фурнитурой (заклепками, стразами), принтами.

Особое внимание стоит уделить мужским украшениям. Строгий кожаный или металлический браслет часов уступает яркому резиновому. Также мужчины начали носить традиционно женские украшения – подвески и кулоны, серьги и браслеты, броши, в которые не заложен какой-то особенный смысл, например, оберегов, это просто декоративные предметы. Мягкие нежных ярких тонов сумки дополняют не только женский образ, но и мужской.

Можно говорить, что общая тенденция феминизации мужской моды состоит в копировании прошлых женских коллекций. Стоит отметить, что метросексуал в одежде не имеет какого-то определенного своего стиля, а придерживается общих модных тенденций.

Важным направлением изучения метросексуальности служит анализ образа жизни. Свое свободное время метросексуалы проводят на различных вечеринках, светских раутах, премьерах и презентациях. Здесь также приоритетными являются самые актуальные, ожидаемые и освещаемые мероприятия независимо от их направленности: выставки, спортивные соревнования, развлекательные шоу заслуживают одинакового внимания, если одинаково анонсируются. Метросексуал – идеальный потребитель всего нового.

Метросексуальность размывает гендерные различия. Образ брутального мужчины вытесняется образом ухоженного, модно одетого и подстриженного, нежного и изысканного. Утонченность и красота, в течение многих веков ценившиеся в женщинах, становятся идеалом для некоторых мужчин. Подражание не только во внешнем виде (одежде, прическе, косметических процедурах), но и в манере поведения сближает образы мужчины и женщины, живущих в современном мире. Нельзя давать оценку данного явления с точки зрения хорошо – плохо, нормально – аномально, но можно говорить о том, что общество XXI века характеризуется в гендерном аспекте андрогинностью, и метросексуальность является проявлением этого. Метросексуальность не стоит воспринимать как перспективу развития всей индустрии мужской моды. Напротив, метросексуалы представляют собой лишь единичные случаи, большинство мужчин продолжают придерживаться традиционных взглядов на отношения с женщинами и мужскую манеру одеваться. Для обозначения этих мужчин появился идеологически противоположный термин – ретросексуал, а также юберсексуал – что-то среднее между ними.

Об авторе: Никонова Мария, студентка Владимирского государственного университета

Материал подготовлен в рамках конкурса «Гендер глазами студентов» Фонда им. Генриха Бёлля.

Список источников:

  1. Метросексуал // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 28.04.2014).
  2. Мужская мода весна 2014// URL: http://anydaylife.com/post/2666 (дата обращения: 28.04.2014).
  3. Смирнова,Т. Самые необычные тренды мужской моды-2011 URL: http://www.luxemag.ru/menfashion/9150.html (дата обращения: 28.04.2014).
  4. Швецова (Хилько) О. В. Современные гендерные тенденции. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. № 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 28.04.2014).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *