Кудрявцева Екатерина. Queer as Folk: «десять лет спустя»

, , , , , ,

Одним из первых голливудских фильмов, затронувших тему гомосексуальности, был The Children’s Hour (1961), снятый по одноименной пьесе Лилиан Хеллман. Сама пьеса была поставлена на Бродвее в 1934-м году и, несмотря на свою скандальность, продержалась на сцене два года. Несмотря на то, что упоминание гомосексуальности на сцене в штате Нью-Йорк было запрещено, пьеса получила высокие оценки критиков и популярность среди зрительской аудитории. Фильм 1961-го года стал одним из первых проектов, снятых после отказа киностудий от соблюдения так называемого Кодекса Хейса – свода морально-этических норм, по которым с 1934-го года в США производилась вся кинопродукция.

392_300_36270_qaf_В центре сюжета – история двух компаньонок, которые держат частную школу для девочек, одна из которых пускает слух о любовной связи между героинями. В процессе выясняется, что она из женщин действительно имела чувства по отношению к другой, в чем боялась признаться даже себе. Сцену из этого фильма смотрят героини одной из трех новелл более современного фильма «Если бы стены могли говорить – 2» (2000), который ретроспективно описывает трансформации, произошедшие с ЛГБТ-сообществом с течением времени.

В том же 2000-м году кабельный телеканал Showtime запустил сериал Queer as Folk, ремейк британского сериала (1999) с аналогичным названием. QAF считается самым правдивым, агрессивным и вызывающим телесериалом, главные герои которого преимущественно являются представителями ЛГБТ. Всё, что было до этого – например, ситком канала NBCWill & Grace, 1998, – относилось к жанру gayfriendly: задачей-максимум такого рода проектов (как и эпизодических появлений гей-персонажей в фильмах и на телевидении) было поддержать позитивный образ современной жизни людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. ЛГБТ-персонажи появляются лишь в дополнительных сюжетных линиях и чаще всего в роли друга или знакомого одного из главных персонажей. Несмотря на не всегда однозначное восприятие сериала как straight-аудиторией, так и самим ЛГБТ-сообществом, QAF стал первым сериалом, нарратив которого был целиком и полностью сосредоточен вокруг жизни семи героев-геев. Сюжетная иерархия перевернулась: теперь гетеросексуальные персонажи оказались на второстепенных ролях. Одним из основных достижений QAFстал принципиальный разрыв со стереотипизацией, жертвой которого успели стать представители ЛГБТ-сообщества. Например, манерность, женственность, знание моды и заинтересованность в поп-культуре одного из героев – характеристики, под которыми гетеросексуальное общество объединяло всех мужчин-геев, – в сериале предстает лишь как жизненный выбор, точно такой же, как и любой другой. Герои и второстепенные персонажи в QAF находятся на разных ступенях «гендерной шкалы» от феминности до маскулинности. Однако обвинения в стереотипизации последовали от самого ЛГБТ-сообщества: так, многим не нравилось, что все герои изображены помешанными на сексе, наркотиках и бездумной клубной жизни.

Будучи фактически единственным сериалом в сегменте, QAF может объединить в себе лишь крайне ограниченное количество репрезентаций: кто-то в любом случае уйдет «непредставленным». Отсутствие определенных направлений диверсификации среди основного каста в QAF привлекает внимание к тому, насколько чрезвычайно диверсифицировано и разнообразно само гей-комьюнити. Главные герои сериала – в некотором смысле однородная, гомогенная группа персонажей, поэтому, когда они сталкиваются с другими представителями сообщества, чей образ жизни, поведение и взгляд на мир отличается от их, различие становится предельно очевидным. Слабости, зависимости и недостатки в характерах персонажей делают историю, рассказанную в сериале, человечной: зритель может им сочувствовать, сопереживать происходящему, соотносить себя с героями. Во многом QAF заменяет полюс повествования на противоположный: так, если в телевизионной культуре репрезентации ЛГБТ-персонажей отсутствовал сексуальный аспект (в том же Will & Grace Джек МакФарленд максимально десексуализирован и зритель не видит его вовлеченным в интимные отношения), QAF изображает реальность, где «каждый мужчина думает о сексе каждые 6 секунд». Можно также предположить, что гипертрофированность и постоянное муссирование сексуальных сцен и прочее «негативное» в отображении гей-культуры, предположительно не соответствующее реальности, облегчает её восприятие гетеросексуальным сообществом, если в действительности она предстает им менее «вызывающей» и «возмутительной».

Герои QAF не похожи друг на друга – они из разных социальных слоев, профессий, образовательных уровней, различаются их представления о мире и жизненные ожидания, – но их всех объединяет гей-клуб «Вавилон», который становится своеобразной метафорой гей-культуры, её необъятного разнообразия и абсолютной свободы самовыражения. QAF стал своего рода резюме истории борьбы ЛГБТ-сообщества за свои права: герои сталкиваются с неприятием общества, гомофобией, hatecrimes, лечением гомосексуальности, дискриминацией, обвинениями в совращении малолетних; они совершают каминг-аут, заключают однополые браки, борются с ВИЧ, усыновляют детей и т.д.

Несомненной ценностью QAF является репрезентация ролевой модели поведения гетеросексуального общества по отношению к маргинализированному меньшинству: мать одного из героев, совершившего каминг-аут, сначала находившаяся в стадии отрицания, понимает, принимает и поддерживает его, мать другого героя полностью поддерживает его жизненный выбор и выхаживает своего брата, инфицированного ВИЧ, и так далее. QAF прочертил принципиально важную для дальнейшей традиции телевизионной репрезентации смысловую линию: один из героев сериала постоянно повторяет, что «мы не такие, как гетеросексуалы», «мы не будем делать так, как они». Изображение квир-персонажей так же, как не-квир стало невозможным: QAF продемонстрировал, что у ЛГБТ-сообщества есть свой язык, свои привычки, свои паттерны поведения.

На волне популярности QueerasFolk, канал Showtimeзапустил его «женский аналог»: сериал TheLWord (2004), который рассказывает о жизни группы лесбиянок из Лос-Анджелеса. В России сериал получил название «Секс в другом городе» и его первый сезон даже был показан на канале МТВ.

Создатели сериала TheLWordтоже столкнулись с волной критики. Сериал обвиняли в том, что он больше похож на «Отчаянных домохозяек», чем на правдивую репрезентацию жизни квир-сообщества; что создатели заигрывают с потенциальной мужской аудиторией, привлекая в основной актерский состав белых и подчеркнуто женственных персонажей (оставаясь, таким образом, верными гетеронормативным принципам наррации и подчиняясь власти мужского объективирующего женщину взгляда); что вместо того, чтобы сконцентрироваться на проблемах, с которыми сталкиваются представители ЛГБТ-сообщества в повседневной жизни, представляют эту жизнь как состоящую только из гламура, драмы и секса. TheLWord не стал, как QAF, сериалом-заявлением, сериалом-провокацией. Тем не менее, в отличие от QAF, он затронул проблемы female-to-male трансгендеров (каковым являлся один из главных героев) и распространенную в американских вооруженных силах политику «don’t ask, don’t tell» (одна из героинь служит в армии и вынуждена скрывать свою ориентацию).

Недостаточная диверсификация персонажей внутри самого сериала сокращает пространство для зрительской самоидентификации с происходящим на экране. Тем не менее, TheLWord стал в некотором смысле жертвой собственной скандальности, которую создатели пытались использовать в качестве маркетингового инструмента. Показательным в плане оценки достаточности репрезентации в сериале является появление в 2010-м году телесериала в формате реалити-шоу с названием TheRealLWord, автором которого стала сценарист и исполнительный продюсер TheLWordАйлин Чайкен. Если изначально TheLWord попадал в ту же нишу, что и QAF – единственный сериал, представляющий определенную маргинализированную группу, и тем самым «по дефолту» воспринимающийся как репрезентирующий всё сообщество (что невозможно), – то появление проекта с аналогичным названием и приставкой «real» как будто бы признает несоответствие оригинального сериала действительности.

Нулевые годы стали временем бума ЛГБТ-тематики: в 2000-м году в мыльной опере канала ABC All My Children одна из основных героинь осознает свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, в 2001-м в культовом сериале «Баффи — истребительница вампиров» (1997) появляется и развивается полноценная сюжетная линия лесбийских отношений между двумя центральными персонажами, в 2004-м году в эфир выходит реалити-шоу Queer Eye for the Straight Guy, в 2005-м – фильм «Горбатая гора».

Охарактеризовать современную ситуацию с репрезентацией ЛГБТ-сообщества на телевидении можно по нескольким пунктам.

  1. Несмотря на то, что и QAF, и TheLWordзатрагивали темы формирования и сохранения семьи, сейчас переориентация в этом направлении становится более очевидна. Нарратив значительной части сериалов о представителях ЛГБТ-сообщества посвящен семье: TheModernFamily (2009) (среди героев – два гея, усыновившие вьетнамского ребенка), TheNewNormal (2012) (сериал о двух геях, мечтающих завести семью), TheFosters(2013) (о мульти-этнической семье, где две лесбиянки воспитывают семью, состоящую как из родных, так и из приемных детей), Sean Saves The World (2013) (об отце-одиночке-гее и его дочери). Тема семьи становится одной из центральных в сегменте, также как и тема воспитания приемных детей (затронутая еще в QAF).
  2. Изменяется принцип повествования: в «новом поколении» сериалов, где центральной группой персонажей являются квиры, изменяется сама модель мира. Этот принцип можно описать как «больше, чем гей»: не ориентация делает героя интересным, а его личность и характер, не ориентация героев делает историю интересной, а история про геев может быть интересна сама по себе. Имея в качестве предшественника QAF, современный сериал про группу геев Looking(2014) получает возможность не концентрироваться на «политических» вопросах типа безопасного секса (одна из ключевых тем QAF и одна из центральных для сообщества вообще) или ВИЧ (за что, кстати, Looking успел получить свою долю критики), и сосредоточиться на репрезентации повседневной жизни представителей ЛГБТ-сообщества Сан-Франциско. Персонажи QAF, в традициях той культуры, в которой сериал создавался, находились в маргинализированном положении, в постоянной борьбе со стереотипизацией, неприятием и агрессией общества, всегда находились в противоречии. Looking выводит гей-комьюнити (которое представлено всего тремя маскулинными белыми мужчинами – еще одна особенность и возможность (не гнаться за обширной диверсификацией) сериалов «нового поколения») из этого противоречия, нормализируя его. В таком же нормализованном мире без гомофобии и hatecrimes находятся персонажи сериала LipService(2010) – группа подруг-лесбиянок, их друзья и родственники. Несмотря на то, что важной частью нарратива являются романтические отношения, акцент на их гомосексуальности не делается. Герои сталкиваются с проблемами, которые никак их ориентацией не обусловлены и с ней не связаны (потерянные родители одной из героинь, кризис среднего возраста, трудности с поиском работы и т.д.).
  3. Квир-персонажи в сериалах, не посвященных ЛГБТ-тематике, являются самостоятельными героями с собственной историей: они больше не «сайдкики» главных героев, не комедийные персонажи, они всё больше освобождаются от стереотипизации и маргинализации. Один из показательных примеров – сериал BlackSails (2014), выпущенный каналом Starz, в котором, по сути, единственной романтической парой являются две женщины (отношения которых влияют на дальнейшее развитие сюжета). Тем не менее, во многих сериалах квир-персонажи вообще не представлены, что часто становится причиной для критики со стороны зрителей (так, например, произошло с сериалом OnceUponATime(2011), авторы которого, столкнувшись с обвинениями в гетеронормативности, дали намек на гомосексуальность одной из героинь). Другой проблемой репрезентации ЛГБТ на современном телевидении является то, что нетрадиционная сексуальная ориентация чаще всего констатируется, но не выражается: в то время как выражение чувств гетеросексуальных партнеров друг к другу считается нормой, это не является верным по отношению к персонажам-гомосексуалам (т.к. в таком случае сериалу полагается более высокий MPAA-рейтинг). Таким образом, ЛГБТ-персонажи часто всё еще лишены возможности проявлять свои чувства на экране.
  4. Размышления о том, «за кем будущее», оказываются довольно безрезультативны. Кабельный канал Showtime, который подарил зрителям первый сериал с центральными ЛГБТ-персонажами, в своем новом проекте Masters of Sex (2013) уделяет огромное внимание гетеросексуальным взаимоотношениям, оставляя в тени всё остальное. Grey’s Anatomy (2005) производства телевизионной сети ABCдолгое время был единственным сериалом на эфирном телевидении с гомосексуальными персонажами в основном составе. В сериале OrangeIsTheNewBlack(2013) потокового телеканала Netflix не только главная героиня является бисексуалкой, но и героиню-трансгендера играет актриса-трансгендер. За 14 лет репрезентация ЛГБТ-персонажей на телевидении изменилась: многое стало возможным благодаря QueerAsFolk, но, несмотря на это, в некоторых аспектах этот процесс развивается по принципу «один шаг вперед, два – назад».

Список источников

  1. HBO’s Looking Is ‘Very Different’ from Queer as Folk, Promises ‘Contemporary’ Eye on Gay Lives // TV Line. – 09.01.2014. Режимдоступа: http://tvline.com/2014/01/09/looking-hbo-season-1-preview/ [26.05.2014]
  2. Is Queer as Folk just as good as The L Word? // Yahoo! Answers. Режим доступа: https://answers.yahoo.com/question/index?qid=20080921202849AAIzkNq [26.05.2014]
  3. Queer As Folk and Homosexual Representation. // TV Criticism 2013. – 21.11.2013. Режим доступа: http://tvcriticism2013.blogspot.ru/2013/11/queer-as-folk-and-homosexual.html [26.05.2014]
  4. ‘Queer As Folk’ vs. ‘Looking:’ Upgrade or Downgrade // TV News. – 17.02.2014. Режим доступа: http://www.hollywood.com/news/tv/56759964/queer-as-folk-vs-looking [26.05.2014]
  5. Queer Representation in Film and Television. // MediaSmarts. Режим доступа: http://mediasmarts.ca/diversity-media/queer-representation/queer-representation-film-and-television [26.05.2014]
  6. Timeline: Gays in Pop Culture. // Infoplease. Режим доступа: http://www.infoplease.com/entertainment/gays-in-pop-culture-timeline.html#ixzz32pdHdtxR [26.05.2014]
  7. “The Real L Word”: Will TV ever get lesbianism right? // Salon.com – 16.07.2014. Режим доступа: http://www.salon.com/2010/07/16/ilene_chaiken_interview/ [26.05.2014]
  8. Wendy Peters. Pink Dollars, White Collars: Queer as Folk, Valuable Viewers, and the Price of Gay TV. // Critical Studies in Media Communication. – Vol. 28, No. 3. – pp. 193-212. Режим доступа: http://www.micheleleigh.net/wp-content/uploads/2013/08/Peters.pdf [26.05.2014]

Материал подготовлен в рамках конкурса «Гендер глазами студентов» Фонда им. Генриха Бёлля.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *