Диана Ярош. Гендер как поиск гармонии. Гендерная проблематика в искусстве фотографии

, , , , , ,

«Существование двух различных полов – это отсутствие гармонии, увеличивающее мировое страдание, и люди обязаны изо всех сил стараться сгладить эту дисгармонию», писал Амос Оз в романе «Мой Михаэль». Сам по себе пол – это гармоничное осознание себя мужчиной или женщиной. Но существование человека более сложная система и случается, что женщина чувствует себя мужчиной, а мужчина хочет быть женщиной. Общество называет это отклонением от нормы, но норму оно придумало самостоятельно. Пол дается человеку от рождения волей случая, и как мы можем позволить случаю определять норму?

Первым делом, необходимо разграничить понятие пол и гендер. Пол –  биологическая категория, разделяющая людей по физическим характеристикам на мужчин и женщин. Деление по половому признаку предполагает подчиненное положение женщины в обществе. Именно поэтому формирующийся во второй половине XX века феминистский дискурс апеллирует понятием гендер как социокультурной категорией. Гендер снимает противопоставление Мужское/Женское. Гендер – это вопрос идентичности человека и он связан не с полом, а со стратегиями поведения, сформировавшимися в культуре.

Обращение художественного процесса к проблеме гендера берет начало в 1960-е годы и связано, во-первых, с формированием постмодернистской парадигмы искусства, во-вторых, с движением радикального феминизма. Постмодернизм в искусстве выражен в свободе самовыражения художника и обращении к насущным проблемам в унисон с радикальным феминизмом и его критикой тотального доминирования мужчин и ценностей «общества потребления». Художник этого времени становится неравнодушным исследователем и пульсирующим критиком. Искусство фотографии в актуальном художественном процессе – один из важнейших медиумов критического социального дискурса.

Первым фотографом, обратившимся не только к гендерной проблеме современности, но и открывшим публике мир Других, существующих рядом,  о которых не принято говорить, стала американская фотохудожница Диана Арбус. Она снимала тех, кто, по мнению общества, были его аутсайдерами: трансвеститов, карликов, проституток, душевно и физически ущербных людей.

Именно на фотографиях Дианы Арбус публика впервые видит представителей травести-сообщества как полноценный образ этой культуры, не относящейся к «приличным» в понимании обывателя. Снимок «Молодой мужчина в бигудях» 1966 года, портрет трансвестита, который готовится к ежегодному травести-балу. Фасовый портрет, используемый Арбус, максимально сокращает привычную для публики дистанцию. Общество привыкло относиться к трансвеститам с неприязнью, брезгливостью и опаской, а теперь оно стоит лицом к лицу с этим мужчиной, смотрит ему в глаза, притягивающие и отталкивающие одновременно. И с той же брезгливостью, но не без интереса, публика рассматривает этого мужчину в женственной позе и женском образе – неоконченный макияж, накрученные бигуди для будущей прически, длинные ногти для яркого маникюра. Мы застали его за приготовлениями к «выходу в свет».

 123 Диана Арбус, Молодой мужчина в бигудях, США, 1966

Другой снимок «Двое мужчин, танцующие на наркотическом балу» 1970 года рассказывает о травести культуре изнутри, позволяя публике быть не сторонним наблюдателем, избегающим этих людей, а видеть все своими глазами, благодаря фотографу. Фотография сделана во времена активных преобразований в отношении социума к сексуальным меньшинствам и гендерным ролям.

124Диана Арбус, Двое мужчин, танцующие на наркотическом балу, 1970

В самом названии фотографии отражены отклонения от ранее существовавших норм общественного порядка. Танец двух мужчин – это необыденность и ненормальность, которая стала возможна в связи с раскрепощением нравов. А наркотический бал говорит сам за себя – это место, где употребляют запрещенные препараты, царит хаос и разврат. Исторически, бал – это социальная практика, включавшая определенные нормы, в рамках которых происходил выбор сексуального партнера: мужчина выбирал женщину. На фотографии 1970 года бал сохраняет свою функцию, но она становится маргинальной, отклонившейся от нормы – мужчина на балу выбирает мужчину.

Мужчина в женском образе открыт для зрителя, его можно рассматривать и оценивать, но его партнер по танцу смущен присутствием фотографа и не желает быть увиденным. Он скрывается от фотографа, как от осуждающего общества, возможно, опасаясь огласки своего предпочтения быть с мужчиной. Какими бы ни были общественные нравы, мужчина не стремится открыть свою частную жизнь.

В середине 1960-х годов трансвеститы и гомосексуалисты существовали обособленно и являлись маргинальными слоями общества, людьми, отклонившимися от норм, восходящих к традиционной патриархальной культуре. Но с приходом культурной и сексуальной революций конца 60-х годов ситуация меняется, и не без участия искусства, которое отражало социальные изменения.

В 1970-е годы актуальное искусство в лице ряда авторских проектов обращается к индивидуальному опыту. Выход на первый план частных рассказов произошел в связи с ростом интереса к повседневной реальности человека во многих науках.

Американский фотограф Нэнси Голдин – пример художника, создающего на протяжении всей творческой жизни собственное «визуальное исследование». Она документирует личную жизнь и индивидуальные истории своих друзей и знакомых в маргинальных сообществах. Фотография стала для Голдин способом сохранения памяти о собственной жизни и инструментом самоидентификации.

Будучи студенткой в конце 70-х годов Голдин начала экспериментировать, изменяя пол своих друзей с помощью одежды. Именно этот опыт положил начало длительной приверженности Голдин к размыванию границ между полами людей, которых она снимала. Нэнси попала в подпольное общество бостонских транссексуалов и геев, с которыми была в дружбе и часто фотографировала их перевоплощение.

Впервые увидев следующий снимок, Вы задумаетесь – мужчина перед вами или женщина?

125Нэнси Голдин, Дэвид на Гроув-стрит, Бостон, 1972

Возможно, только полное отсутствие груди вызовет первое недоумение. Затем Вы прочтете название снимка: «Дэвид на Гроув-стрит», но Ваши сомнения не развеются окончательно. Перед Вашими глазами без сомнений – красивый и женственный мужчина. И этот мужчина, отрастив волосы, надев женскую одежду и аксессуары, только подчеркивает и усиливает свое женское начало, которому он не противится и в котором гармонично существует. Этот снимок, как и многие другие фотографии Нэнси Голдин, открывают зрителю то, о чем не принято говорить, возможно, потому, что это настолько естественно и натурально.

На фотографиях Дианы Арбус и Нэнси Голдин мы видим представителей травести культуры, не противопоставляющей себя остальному обществу, но существующей обособленно и самодостаточно.

Кроме травести-культуры Нэн Голдин интересовали взаимоотношения между мужчиной и женщиной и сложности сосуществования разных полов. Голдин отражает в своих снимках нормальное и привычное для большинства людей предпочтение противоположного пола с его проблемами и несовершенством. Как пишет Голдин: «совершенный мир был для меня местом абсолютной андрогинности, где человек не мог знать ничего о поле своего партнера до тех пор, пока не окажется с ним или с ней в постели».

Самый известный и масштабный фотопроект Нэн Голдин «Баллада о сексуальной зависимости» раскрывает темы сексуальности и гендерных различий. Нэнси говорила: «Что Вы знаете эмоционально и что Вы жаждете сексуально, может быть дико противоречащим. Сам пол – только один аспект сексуальной зависимости». Очень часто Голдин была свидетелем интимных взаимоотношений своих друзей и снимала на пленку их переживания.

126Нэнси Голдин, Двое в кровати, Чикаго, США, 1977

Снимок «Двое в кровати» был сделан после интимной близости друзей Нэн, он показывает, какое разное чувствование у мужчины и женщины. Фотограф рассказывает о том, что мужское и женское – два разных мира, и их переживание реальности зачастую различно. На фотографии мы видим мужчину и женщину, физически рядом, но мысленно далеко друг от друга. Голдин отмечает в интимности существование большого расстояния – парадокс, который она выявила, изучая индивидуальный опыт. Нэнси: «Я верю, что творить нужно, используя то, с чем ты хорошо знаком, нужно говорить о своем племени. С истинным пониманием и сочувствием можно говорить только о том, что ты испытал сам». Проблема пола касается каждого, ведь это элемент самоидентификации человека в обществе, поэтому о ней нужно говорить, преодолевая внутренние и внешние табу.

Снимок «Нэн и Брайан в постели» 1983 года – личный опыт и квинтэссенция основных тем творчества Голдин. Формальный анализ снимка позволяет говорить о том, что художница показывает сущность взаимодействия между мужчиной и женщиной. Мужчина в композиции играет доминирующую роль – сидя на кровати, он возвышается над женщиной; фигура женщины визуально подавляется. Аналогичное разделение происходит и в цветовом решении фотографии: фигура мужчины – светлое и доминирующее пятно, женщины – темное и подчиненное. Вместе с тем, мы наблюдаем, что взгляд Нэн прикован к фигуре Брайана, она личностно подчинена ему; тогда как сам Брайан наделен самодостаточностью свободного субъекта. Пол для Голдин является микромиром отношений мужчины и женщины, но женщина, как на снимке, так и в жизни, зачастую, зависимый субъект.

127

Нэнси Голдин, Нэн и Брайан в постели, 1983

Продолжением темы женщины как зависимого субъекта является другой снимок из серии «Баллада о сексуальной зависимости» – «Нэн через месяц после побоев», 1984 год. В данном случае фотография становится для Голдин способом материального сохранения воспоминаний об испытываемых эмоциях и чувствах. Голдин конструирует свое состояние посредством фотографии. Подобный кадр становится продолжением человека, он выходит за рамки обычного фотографического опыта, и становится визуализацией внутренних переживаний телесного опыта.

128

Нэнси Голдин, Нэн через месяц после побоев, 1984

 Голдин конструирует образ женщины, пострадавшей в результате насильственных действий со стороны мужчины, которого она любит и к которому испытывает сексуальное влечение. Но при этом художница делает акцент на возможности внутреннего преодоления ситуации и возрождения для новой жизни – это сообщает зрителю аккуратный мейк-ап и прическа героини.

Снимок – это не просто факт домашнего насилия или жестокости любви, но еще и открытие нетронутого прежде камерой мира эмоций, напрямую связанных с сексуальной близостью. Запись Нэнси: «Откуда берется это непреодолимое желание быть вместе с другим человеком? Даже если отношения разрушительны, люди все равно держатся за них. Я всегда хотела быть независимой, и в то же время я не могу прожить без той энергии, которая возникает именно в результате зависимости людей друг от друга». Коннотативный текст снимка повествует о проблемах взаимодействия между мужчиной и женщиной, которые становятся особенно актуальными в культуре постиндустриального общества, с начала пересмотра гендерных ролей и формирования различных теорий, связанных с полом человека.

Норма, гендер, гармония – это абстрактные дефиниции, которые мы вольны трактовать самостоятельно. Попытка человека дать всему оценку увеличивает дисгармонию окружающей действительности. Познание самого себя и мира вокруг – кропотливый процесс. До великих географических открытий люди лишь предполагали существование новых земель, а чтобы их найти, проделали длинный путь. Поиск гармонии, гендерной самоидентификации, – это кругосветное плавание, но к каким берегам тебя принесет, нельзя знать заранее. Мужчина ты или женщина, ты волен искать свою гармонию так, как чувствуешь и понимаешь ее именно ты.

Автор: Ярош Диана, Пермская Государственная академия искусства и культуры, факультет культурологии, специальность культура массовых коммуникаций, 4 курс.

Материал подготовлен в рамках конкурса «Гендер глазами студентов»

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *